Покупая продукты на обед, мы, заботясь о желудке, берем, что получше. К выбору моторного масла для вашего автомобиля нужно подходить столь же ответственно.
Перво-наперво посмотрите на уровень свойств по стандарту SAE, разработанному Обществом Автомобильных Инженеров США. Этот стандарт характеризует вязкостные и температурные свойства масел. Другими словами, классификация по SAE показывает, при какой температуре масло позволит запустить двигатель зимой, а летом даст ему возможность надежно работать на максимальных скоростном и нагрузочном режимах. По этому стандарту моторные масла подразделяются на шесть зимних: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и пять летних: 20, 30, 40, 50, 60 классов вязкости. Зимние классы имеют в обозначении букву W (например 10W). Но, пожалуй, наибольшей популярностью у автомобилистов пользуются всесезонные масла.
Они имеют двойное обозначение, например, 10W-40 (т.е. низкотемпературные свойства, как у масла 10W - холодный запуск двигателя до -250С, и кинематическая вязкость, характеризующая работоспособность масла при высоких температурах, как у летнего масла SAE-40).
Всесезонное масло можно использовать круглый год. Это, конечно, так, но все равно при замене масла надо ориентироваться на погоду. Летом низкотемпературные свойства не так уж важны, а вот способность масла сохранять работоспособность при высокой температуре очень даже не помешает и может спасти двигатель в особо жаркие дни от перегрева. Эту способность показывает число после буквы W в обозначении масла.
Всем известно, что в системе охлаждения должна поддерживаться температура около 900С. При этом масло разогревается гораздо сильнее. Южные испытания, которые проводились на АвтоВАЗе, свидетельствуют, что при температуре окружающего воздуха +450С на некоторых режимах температура масла достигала 1500С! Маловязкие масла при этом просто не в состоянии обеспечить нужного давления в системе смазки (ведь чем меньше вязкость, тем ниже давление). Потому их и не рекомендуют использовать в жарком климате. Так, применение масел классов 5W30, 10W30 нежелательно при температуре окружающего воздуха более +200С. Иначе из-за масляного голодания возникнут проблемы при пуске. Раз-другой, это может, и не страшно, но если и дальше не сменить масло, серьезно пострадает двигатель.
Вот пример: в жаркую погоду вы остановились, чтобы заскочить в магазин. Заглушили двигатель. И разогретое до высокой температуры масло мгновенно стекло в поддон. Минут через 5 - 10 вы садитесь в машину, чтобы ехать дальше. Что происходит? У горячего масла, не успевшего остыть, вязкость невелика, находится оно в поддоне и чтобы прокачать его, давления в системе явно недостаточно. Вот вам и масляное голодание! Ситуация, знакомая многим по долго горящей контрольной лампе давления масла.
Эффективный пакет присадок, разработанный специалистами компании, позволяет маслам Shell лучше противостоять воздействию высоких температур, нагрузок и скоростей. Масло меньше окисляется и пенится. Как результат - ощутимое снижение высокотемпературных отложений (нагара и лака). Двигатель не только остается долгое время чистым, но и смазывается надежнее даже в самых экстремальных условиях. Высокая стойкость масла к окислению, превышающая установленный стандартами уровень, обеспечивает постоянство его химического состава в самых жестких условиях и способствует снижению износа двигателя и продлению его ресурса.
Кстати, отделение фирмы Shell, занимающееся разработкой и изготовлением присадок - пожалуй, один из крупнейших и наиболее известных производителей присадок к моторным маслам. Известно, что дело это хлопотное и требует больших финансовых и интеллектуальных затрат, а позволить их себе может только очень солидная компания.
Современное моторное масло - это тщательно сбалансированная многокомпонентная система, состоящая из базового масла и композиции различных растворенных в ней химических соединений (присадок), которые, собственно, и придают маслу необходимые качества.
Принципиально важен при разработке присадок так называемый пакет - совокупность множества компонентов, обеспечивающих все необходимые функциональные свойства масла - моющие, антиокислительные, противоизносные, противопенные и другие. Разработка и производство присадок - высокотехнологичный процесс. Среди мировых лидеров в этой области, снабжающих высококачественными присадками подавляющее большинство компаний, выпускающих масла во всем мире, являются Lubrizol, Ethil, Shell Additives, Paramin, Oronite. Первые две специализируются исключительно на производстве присадок и не входят в состав крупнейших нефтяных компаний. Оставшиеся три - подразделения таких лидеров мирового рынка нефтепродуктов, как Shell, Exxon, Chevron. Вернее даже не три, а две, поскольку в результате недавнего слияния компаний Shell Additives и Paramin была образована новая компания, - Infinium. Именно эти четыре гиганта выполняют заказы таких известных производителей масел, как Texaco, Mobil, Elf, Castrol и др Кстати, большинство российских производителей масел, к примеру Лукойл и Юкос закупают присадки у Shell.
При выборе моторного масла важен уровень его эксплуатационных свойств, которые во многом зависят от типа двигателя и года его выпуска. В настоящее время в России широкое распространение получила классификация американского нефтяного института API.
Для двигателей всех классических моделей волжского автозавода и "Нивы" допускается использование масел с уровнем свойств по API не ниже, чем SF/CC. Для переднеприводных моделей рекомендованы масла SG/CD. И, наконец, для всех автомобилей ВАЗ, оборудованных нейтрализаторами отработавших газов, допустимо использование масел класса не ниже SG/CD по API. Но это не значит, что любое масло SF/CC или SG/CD подойдет для двигателей ВАЗ, поскольку технические требования АвтоВАЗа несколько жестче, чем уровень свойств по API.
Кстати, подобные требования существуют у любого уважающего себя автопроизводителя. В них он указывает все марки масел, испытанные и одобренные к применению в выпускаемых им автомобилях. И потому любое появляющееся на рынке новое масло должно быть обязательно испытано и одобрено автозаводом
К примеру, Волжским автозаводом одобрены и допущены к использованию в "классических" автомобилях - красный Shell Helix, в переднеприводных - желтый Shell Helix Super.
Понятно, что требования АвтоВАЗа определяют минимально допустимый уровень свойств, ниже которого ни в коем случае нельзя опускаться. Но отнюдь не запрещено применять масла более высоких классов, к примеру - SH/CD или SJ/CF.
Если же вы - владелец иностранного автомобиля, то вам нужно выбирать класс масла по API, следуя рекомендациям автопроизводителя.
Ваша иномарка выпущена в период с 1986 по 1993 год? Можете смело использовать желтый Shell. С 1993 по 1998 - синий Shell Helix Plus. А начиная с 1998 года - только серый Shell Helix Ultra. Несколько иным будет подход в выборе моторного масла для внедорожников. Для джипов выпуска до 1993 года допустимо использование синего и серого Шелла, после 1993 года - только серого Шелла.
Кроме вязкости и уровня свойств есть еще и третий показатель при выборе масла. Причем, если первые два определяются типом двигателя и временем года, то третий во многом зависит от вас лично - это выбор основы, на которой изготовлено масло.. Базовое масло может быть минеральным, с добавлением синтетических компонентов (полусинтетика) или полностью синтетическим.
Минеральные масла получают при переработке нефти. А потому зачастую минеральное масло "страдает" теми же болезнями, что и исходный продукт. К примеру, повышенным содержанием серы, парафинов. И здесь нужно ориентироваться на имя производителя, уровень технологичности его производства и степень доверия к торговой марке.
Все большее распространение получают масла на синтетической основе. Как правило, их вязкостно-температурные характеристики лучше: гораздо более низкая, чем у минеральных, температура застывания (-50... -600С) и высокий индекс вязкости облегчают запуск двигателя в морозную погоду. К тому же они имеют большую вязкость при высоких температурах, благодаря чему масляная пленка, разделяющая поверхности трения, сохраняется в самых экстремальных тепловых режимах.
Есть у синтетических масел и другие неоспоримые достоинства. Они обладают высокой термоокислительной стабильностью (т.е. малой склонностью к образованию нагаров и лаков). Испаряемость и расход синтетических масел на угар на 30-40% ниже, чем минеральных. Расход топлива - на 4-5% ниже. Кроме того, синтетические масла способствуют снижению общих механических потерь в двигателе и уменьшению износа деталей. Да и срок службы синтетики выше, чем у минеральных масел. Они заведомо не содержат вредных примесей, а состав их более однороден.
Пожалуй, единственный минус синтетики - высокая стоимость. Эти масла в 2-5 раз дороже минеральных, поскольку их производство дорого. Поэтому, прежде чем покупать "фирменную" синтетику по бросовой цене, насторожитесь: почти наверняка это фальшивка!
Впрочем, кое-кто из производителей по-своему трактует термин "синтетическое масло". Под ним может скрываться и масло с содержанием синтетических компонентов 50, а то и 35%, и масло, полученное из нефти путем гидрокрекинга. В этих случаях на канистрах может быть указано "semi synthetic", "HC synthesis" и т.п. За каждой такой надписью скрывается не общепринятый стандарт, а хитрость фирмы-изготовителя. И дабы отделить синтетику от полусинтетики появился термин "полная синтетика". К примеру, указывая на 100-процентную "синтетичность" своих масел, Shell наносит на упаковку фразу "Fully synthetic motor oil". Полусинтетическое масло Шелл обозначается "semi synthetic motor oil", а масло на синтетической основе - "Synthetic based motor oil". Соответственно, если доля синтетических компонентов от 10 до 30%, то такие масла называют полусинтетическими. Они, конечно, лучше, чем просто минеральные.
Российские автолюбители ошибочно читают, что если масло имеет вязкость SAE 10W-40, а тем паче 5W30, то это однозначно - полусинтетика. На самом деле это не совсем так. Потому что, например, у Shell есть минеральное масло Shell Helix 10W-40, есть минеральное с добавками синтетической основы Shell Helix Super 10W-40, полусинтетическое Shell Helix Plus 10W-40 и полностью синтетическое Shell Helix Ultra 10W-40. Выбирать же нужно, исходя из требуемого уровня свойств по API для вашего двигателя, а также "толщины" кошелька. Другими словами - технической и экономической целесообразности.
Официальный дистрибьютор Shell East Europe Company Limited ООО "Фирма ВИЛ": г.Воронеж, ул. Дорожная, 24; тел./факс: (0732) 72-18-45.
http://www.automag.vrn.ru/